Previous Entry Share Next Entry
Режиму удалось
stealthy
aakina
Цитата:
Укорочение личности

«Учительская газета» требовала от педагогов постоянной пропаганды: «Каждый урок, каждое классное и внеклассное мероприятие — не что иное, как пропаганда идей Коммунистической партии, нашего советского образа жизни»3.

Реальный советский образ жизни — вот он и воспитывал. Пропагандисту бесполезно тягаться с реальностью. «Руину не прикроешь страницей “Правды”» — писал Иосиф Бродский в эссе «Less than one», но он настаивал, что воспитание детей и взрослых режиму удалось. Целью воспитания он считал «капитуляцию перед государством» и «укорочение личности».

«Повиновение становилось второй натурой и первой, — пишет Бродский. — Человек с головой, конечно, пытался перехитрить систему — изобретая разные обходные маневры, вступая в сомнительные сделки с начальством, громоздя ложь на ложь, дергая ниточки семейных связей. Но ты поймешь, что сплетенная тобой паутина — паутина лжи…». И еще раз: «Я не видел человека, чья психика не была бы изуродована смирительной рубашкой послушания».

Коммунизм, Ленин, дорогой товарищ Леонид Ильич, миролюбивая политика родной партии, американские поджигатели — все это в жизни детей присутствовало ежедневно. Парадокс в том, что всего этого словно бы вовсе не было. В реальном общении с ребенком родители избегали разговоров на такие темы. Между собой дети тоже их не обсуждали. Родители старались, чтобы дети не слышали, как об этом судят взрослые. Политика «жила» только в особых местах, в особое время и по команде. Вне специального хронотопа, по собственной воле ребенку было запрещено затрагивать предметы, которые относились к ведению коммунистического воспитания и пропаганды.

В новейшем сборнике воспоминаний «Школа жизни»4 школьное детство 60–80-х годов реконструируется силами семидесяти мемуаристов, победивших в открытом конкурсе. Все тексты сборника откровенные, но «коммунистическое воспитание» вспоминают только те несколько человек, кто нажил опасные проблемы за отклонение от идейного status quo. Мемуаристы ни разу не вспоминают события в Чехословакии и войну в Афганистане, один раз — «угрозу ядерной войны», один раз — «политинформацию». Все эти события и угрозы присутствовали в жизни советского школьника постоянно, но говорить о них по собственной воле не полагалось. Не вспоминают «бывшие дети» и дорогого товарища Леонида Ильича, хотя у большинства вся школьная жизнь прошла под его бровями.

Классическая точка зрения, осененная именами Вацлава Гавела и Александра Солженицына, состоит в том, что коммунистическое воспитание — это «жизнь во лжи». Она же, по определению Бродского, — «капитуляция перед государством».




Книга находится здесь: http://www.rulit.me/books/odin-naodins-gosudarstvennoj-lozhyu-stanovlenie-obshchestvenno-politicheskih-ubezhdenij-pozdnesovets-read-459281-1.html

?

Log in

No account? Create an account